
Поисковый отряд нашей экспедиции производил полевые работы на окраине Сары-Шаганского испытательного полигона, аккурат на границе с владениями известного на всю округу коменданта объекта — капитана по фамилии Иванов. Бескрайняя степь там была усеяна обломками ракет и самолетов-мишеней. Однако и в такой местности иногда встречались дикие животные.
Полигон в Казахстане. Фото_by daltonwb@FLICKR.COM
Границы военного объекта никто четко не обозначал, да и необходимости в том не было — кругом от горизонта до горизонта безлюдье. Поскольку отсутствовало ограждение из колючей проволоки и не имелось никаких предупреждающих знаков, геологи точно не знали, где именно где заканчивалась территория полигона. Об этом ведал лишь сам капитан Иванов.
Раз в месяц комендант принимал решение взяться за исполнение должностных обязанностей и отправлялся объезжать «свои владения». Однажды он появился и в расположении поискового отряда. Офицер прибыл с двумя сержантами-срочниками на бортовом автомобиле-вездеходе ЗИЛ-131 и сразу начал «качать права»: дескать, на каком основании вы находитесь на территории военного объекта и так далее…
Дипломатичный начальник отряда Виктор Дмитриевич Терехин и старший геолог Петр Петрович Малов гостю особо не перечили. Они постарались аргументировано отстоять свою позицию — разложили на столе геологические карты и показали, что работы ведутся вовсе не на земле полигона, а за его пределами. Однако в ответ из уст капитана звучало лишь категоричное «не положено», дополняемое угрозами посадить всех на гауптвахту.
Обстановка становилась все более напряженной, но Виктор Дмитриевич нашел способ ее разрядить. Он извлек из-под кровати-раскладушки пару бутылок с белыми головками, открыл банки с тушенкой и пригласил офицера отведать угощение. Так беседа вернулась в мирное русло. Но во время застолья Иванов вновь вспомнил, кто тут хозяин, и заявил:
— Давай, зови сюда девок, тогда все уладим!
— Где я тебе их возьму? – возразил начальник отряда. — У нас из всех, как ты выражаешься «девок», только повариха, пожилая женщина, да две девочки — студентки— практикантки. Но они сейчас не здесь, а на маршруте.
Однако капитан не унимался, и у Виктора Дмитриевича оставался один выход – подливать «успокоительное» в граненый стакан. Вояка оказался мужиком крепким, на него не оказывала видимого влияния «огненная вода».
Тут послышался шум подъехавшей машины — это возвратились в лагерь студентки. Петр Петрович быстро сообразил, что их надо срочно спрятать от настырного ловеласа, выскользнул из палатки и меры принял.
Вскоре гостеприимство геологов капитану наскучило, и он засобирался домой. Уселся в просторную кабину ЗИЛа и распорядился вручить «хорошим людям, разведчикам недр» подарок. Сержанты достали из кузова тушу четвероного нарушителя — сайгака, застреленного из автомата за пересечение какой-то условной границы. Животное было уже выпотрошено.
— Все равно мясо испортится, пока мы до части доберемся! — махнул рукой Иванов.
Подчиненные послушно получили тушу на песок, попрощались и уехали. Начальник отряда со старшим геологом переглянулись и вполголоса обозвали отбывшего коменданта «жеребцом».
Топограф, единственный охотник у геологов, решил, что не следует добру пропадать понапрасну. Он освежевал подаренного военными рогача, отнес мясо на кухню поварихе, и на следующий день коллектив лакомился гуляшем из сайги вместо надоевшей тушенки.
После трапезы Виктор Дмитриевич и Петр Петрович решили дополнительно проинструктировать студенток.
— Если опять появится капитан, сидите в палатке и не высовывайтесь! Не попадайтесь ему на глаза! Особенно это касается тебя! — начальник сурово сдвинул брови к переносице и погрозил пальцем хохотушке Оксане, юной обольстительнице из южных краев, вскружившей головы доброй половине мужиков в отряде.
Студентки прыскали в ответ и строили руководителю глазки… Вскоре девушки отправились восвояси, чтобы продолжать обучение. Отряд геологов перебазировался на полсотни километров западнее и «хозяин» полигона больше не беспокоил разведчиков земных недр.
Владимир Борецкий, Рязанская область, г. Спас-Клепики