07.07.2025
Рек-gne-1





Рек-luc-1





kak-ne-poterjat-podranka-a90c2a5
Рек-gne-2

Давно я не был на охоте… давно. Но наконец, пришла долгожданная весна. Весна пришла! Стала пробуждаться природа. А вместе с ней душа охотника потянулась в поля, леса и на разливы весеннего половодья. В ожидании открытия нового сезона, достал из сейфа старое, доброе ружье. Заглянул в стволы и бережно их протер снаружи слегка промасленной тряпочкой. Затем ружье убрал в чехол и… вернул на прежнее место.

Рек-gne-3

Как не потерять подранка

Рек-gne-4

Водоплавающая дичь. Фото_by Wildreturn@FLICKR.COM

Рек-gne-5

За нахлынувшими воспоминаниями о былых охотах быстро пролетел вечер. Я в грезах о предстоящем визите в угодья неожиданно для себя быстро уснул. И приснился мне сон об одной из прошлых моих утиных охот…

На пролете водоплавающих птиц

История произошла по осени — в начале октября. Охотился я на пролете в одном лесном массиве, где было расположено старое топкое болото. Добыть утку там сложно, а уж найти трофей — совсем гиблое дело. Так что решил, на удачу, охотиться на зарастающих порубках, прилегающих к этой трясине, где также происходили вечерние перелеты.

Выбрав место стоянки на краю небольшой поляны, в обрамлении невысоких деревьев, я ожидал появления крякв. И вот уже в сумерках заметил издалека летящую в моем направлении утку. Подгадав удобный момент, прицелился и выстрелил.

После этого птица, словно наткнувшись на стену, замедлила свой полет и резко пошла с набором высоты вверх, все выше и выше, пока не скрылась с моих глаз в серой вышине. «Не повезло! — подумал я. — Вот досада!». И стал, внимательно прислушиваясь, всматриваться в просветы угасавшего вечернего неба, в надежде заметить еще уток. Тем самым все мое внимание было сосредоточено на ожидании возможного налета водоплавающих.

Прошло какое-то время, и краем уха я уловил где-то неподалеку, слева от себя глухой удар чего-то о мягкий лесной грунт, покрытый мхом… Но, не успев ничего толком сообразить, заметил на фоне догорающего небосклона еще одну летевшую птицу. Она держала курс как раз в направлении поляны, на краю которой я стоял.

Спокойно поднял ружье, прицелился с опережением, и нажал на спуск, не особо надеясь на удачу. Однако продолжил наблюдать за небом в сгущающихся сумерках.

Как мне показалось, стреляная мной утка стала снижаться, замедлив свой полет. И через некоторое время камнем упала справа от меня, буквально в паре метров. «Вот она удача! Дичь бита чисто и далеко ходить, искать не надо!» — мысленно обрадовался я.

Постояв еще с полчаса, подумал, что стало уже очень прохладно, неуютно и довольно темно в округе. Решил выходить из леса и возвращаться к своему транспорту. Повернул налево и, не торопясь, осторожно огибая кусты и засохшие деревца с норовившими выколоть глаза острыми сучками, выбрался на дорожку посреди чащи. Встал передохнуть…

И вдруг заметил, скорее интуитивно даже вначале почувствовал, лежащую на лесной подстилке птицу. Подошел и поднял ее.

— Ого! — невольно выдохнул, оценив солидный вес находки.

Это был матерый, хорошо упитанный осенний крякаш. Он оказался уже слегка остывшим, в отличие от упавшей мне почти под ноги небольшой уточки, как говорится «с пылу, с жару». Вот так с двумя трофеями в тот памятный вечер счастливый я вернулся домой.

Взлет косача

… На заре своей юности, весной, я охотился на тетеревином току. Расположился на зарастающем редкими молодыми березками поле, один край которого вплотную примыкал к лесу.

Как водится заранее, задолго до старта сезона, в облюбованном косачами месте мною был сооружен небольшой шалаш из сухих веток и прошлогодней высокой травы, малозаметный на общем фоне пожухлой растительности.

В одно раннее утро, после открытия охоты, еще затемно я засел в свое укрытие, в ожидании начала весеннего концерта чернышей.

Как только рассвело, стали слетаться на токовище и сами «артисты». Они словно выходили на сцену полевого театра во всей своей красе: черном оперении, слегка отдающем блестящей синевой на крыльях, белом подхвостьем, лирой загнутого хвоста и высоко вздернутыми ярко-красными пышными бровями.

Мало-помалу представление начиналось с редкого бормотания. С перемежающимся пока еще редким «чув-ши». Тетерки, как всегда, запаздывали к самому началу. Но они обычно появляются позже, уже с первыми лучами солнца или в разгар поединков на току.

А пока мое зрение и слух были направлены к звукам и краскам пробуждающей весной, после зимней спячки — природы. Вот в предутреннем легком тумане блеснул первый луч солнца, даря надежду на хороший день. И токовище разгорелось с новой энергией. Повинуясь зову природы, тут и там отдельные группы чернышей пробовали свои силы среди соперников. И все это перемежалось с заливистым бормотанием и звуками «чув-ши».

Появившиеся на току одиночные курочки, расположившись неподалеку от петухов, мирно кормились, оценивая при этом будущих кавалеров. Их присутствие придавало задору и огня бойцам-соперникам за дамское сердце — ради продолжения своего рода.

Спустя время, отовсюду уже раздавались голоса токующих небольшими группами тетеревов, и эти брачные звуки сливались в общий гул. Издалека сложно было порой понять, где находится сборище пернатых.

В лучах весеннего солнца, любуясь торжеством новой зарождающейся жизни посреди кое-где уже начавшей пробиваться среди пожухлой прошлогодней растительности свежей изумрудной травы, душа охотника блаженно радуется, наслаждаясь этим бесподобным зрелищем.

Однако постепенно часть косачей стала удаляться от моего скрадка, а некоторые вслед за самками и вовсе покинули поляну. Незаметно весной летит время на току!

Обычно для добычи тетерева, согласно канонам охотничьей литературы, принято использовать патроны с дробью № 3 или №5. Но в моем случае речь шла о дальней стрельбе. Поэтому, по совету более опытного местного товарища по увлечению, ружье было заряжено «двойкой» и «единицей».

Выбрав удачный момент и тщательно выцелив черныша, стоящего поодаль от его соплеменников, я, затаив дыхание в предвкушении результативного окончания охоты, плавно нажал на спуск…

После выстрела почти все косачи взлетели дружно в сторону. И только выбранный мною в качестве возможного трофея петух, один из стаи, подобно космической ракете стал резко набирать высоту вертикально вверх. Он поднимался все выше и выше… и выше.

Взлетев очень высоко, тетерев неожиданно камнем рухнул вниз. Вскоре долгожданная и законная добыча оказался в моих руках. А такое поведение подранка обычно указывает на поражение головного мозга птицы.

А вот еще был случай…

В старом лесу находилось большое озеро, на берегу которого я охотился. Поскольку лодки у меня не было, по привычке обосновался на сухом месте — на возможном пути подлета пернатых. Расположился на краю зарастающей просеки, ведущей к большой воде. В этом направлении через лес летали небольшими группами утки, а изредка и гуси.

В какой-то момент заметил крупную птицу, двигавшуюся в мою сторону. Это был гусь. Я выстрелил и он, словно замерев на миг в воздухе, очень часто замахал крыльями. Словно вертолет, птица стала прямо с места резко набирать высоту.

Мне следовало обождать, когда силы покинут подранка, и он сам упадет. В этом случае было бы легко заметить место падения трофея и заранее подойти туда. Но внутренний голос подспудно говорил: «стреляй, а то уйдет!». Разум не соглашался, повторяя свой довод: «Да куда гусю деваться?!».

В итоге сильнее оказался азарт, который возымел надо мной действие. Я поспешно выстрелил из второго ствола. И, как оказалось, сделал это зря, совершив, тем самым, досадную ошибку.

Не знаю, достала ли пернатого дробь в такой вышине. Но после моего второго выстрела подранок, вдруг резко взял влево от меня, изменив направление своего движения. Гусь перемахнул стену высокоствольного леса опушки и полетел в вышине, параллельно земле, в сторону заросшего молодыми деревцами поля. Где и упал на приличном расстоянии от того места, где ждал я.

О «приземлении» птицы меня известил глухой удар тушки о грунт. Я мигом поспешил на поиски. Ходил долго, пытаясь найти своего гуся. И, наконец, увидел его. Но, увы, слишком поздно! Птица уже была в пасти лисы, которая, заметив меня, оглянулась с довольной мордой. Хищница махнула на прощание своим хвостом, прыгнула, с неожиданно доставшимся ей подарком, в гущу молодых елок… и была такова.

Ну что ж, значит, охотников в этом поиске было двое. И рыжей плутовке, первой достался столь ценный приз!

Из всего вышесказанного, пожалуй, можно сделать такой вывод. Охотникам стоит самым тщательным образом обращать внимание на поведение дичи после стрельбы. Если птица, учащено машет крыльями на месте и резко набирает высоту, поднимаясь в самую высь неба, то, лучше не спешить со втором выстрелом, дабы в итоге не потерять свою добычу.

Лучше просто, без излишней суеты, немного подождать, внимательно наблюдая за подранком. В большинстве случае он вскоре просто упадет на землю и станет по праву вашим трофеем. Я лично такое видел не раз…

Всем уважаемым охотникам хочется пожелать ни пуха ни пера! Отличных впечатлений от посещения угодий!

Андрей Щанников, Пензенская область

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *