
Майским благодатным и солнечным деньком отправляюсь я с супругой в соседствующий с местом проживания знаменитый Усманский бор. И не в сосняк, его основу составляющий, а в островок лиственного разнолесья. Не только ради любования движениями после периода покоя жизни природы, а еще и с сугубо прагматичной целью. Чтобы запастись весенними преподношениями леса.
Дары природы. Фото Юрия Демина.
Пред той поры, еще в апреле, когда началось сокодвижение у березы, отправились мы и за ее соком — лучшим средством при авитаминозе. Делали с женой небольшие надрезы на древах, а когда стекающая жидкость набиралась в пластиковые бутылки через специальные приспособления, то ранки заделывали садовым варом. Худо-бедно, но с нескольких белоствольных красавиц ведро сока и собрали.
Пора идти за грибами
Малоснежная зима с частыми оттепелями, ускорившими снеготаяние, а снисходившие с поднебесья дождички, увлажнили лесную подстилку из перегнившей листвы и лежащего под ней гумуса. Знать, самая пора отправляться за первыми съедобными грибами — подарками начавшего пробуждаться к жизни леса. Пори идти за сморчковыми шапочками, сморчками и строчками.
Под призывные любовные трели зябликов, дроздов и славок собираем мы чистый, взращенный на воле грибной продукт. Кто-то может сказать, что, мол, «условно съедобны» те дары природы. Спорить не буду, зато при правильной кулинарной обработке уплетаем их за обе щеки, только шум стоит…
Сигнал о появлении этих грибов в разнолесье — начало цветания лекарственной примулы и бутонирование первых колокольчиков сон-травы. Не зря я акклиматизировал те растения во дворе своего дома. И… вот они выбросом своих цветоносов подали знак к отправке за грибами.
Не проста оказалась первая поездка по весне в лес. Зимние ветры основательно завалили буреломом дороги и проезжие кварталы. Кое-где без бензопилы никак и не обойтись.
Подкатили мы к грибному, за годы проверенному, лесному кварталу, заросшему зрелой осиной с редкими вкраплениями молодого дубняка. И тут же уперлись в непроезжие завалы из упавших древ. Пришлось механическое орудие применить. Очистили проезд к вожделенным местам произрастания гриба и отправились в поиск.
Сморчки, строчки и сморчковые шапочки попадались через каждые шаг-два, среди благоухающего первоцвета — пролески сибирской. Много гриба было порушено кабаньими прокопами в поисках оставшихся желудей и корневищ многолетних трав. Но это никак не отразилось на наших результатах. К полудню и корзинка жены, и моя были до верху заполнены ядреным и пахучим грибом — первенцем весны.
Ароматная и полезная зелень
Спустя пару недель после первой поездки направляемся в те же места, но уже за молодой крапивой. А заодно можно пособирать щавель и сныть. Не жгуча крапива по сырым впадинкам произрастающая, чуть-чуть только пальцы рук пощипывает, но в этом тоже дополнительная польза организму, его лишь только тонизирует слабый яд.
Щавель же, растущий на светлых полянах, темно-салатовой зеленью, устремившийся на встречу солнцу, сигнализирует о своем присутствии. Как тут удержаться, чтобы не сорвать сочный лист и не отправить его в рот?! Приятная мягкая кислота дикороса сразу будоражит рецепторы. А слюна, наполнившая рот, и первые глотки той целебной смеси взбадривают тело…
А сныти-то, сныти — на каждом шагу! Много ее корневищ и листвы съедено было кабанами. Знает зверье целебные и пищевые качества этого растения, выручающего не только диких животных. Оно в старые времена спасало беднейшее крестьянство от голода.
Сейчас мало кто из горожан, прогуливаясь по весеннему лесу, осознает, что под ногами настоящая витаминная растительная кладезь по прозванию «сныть». Она годна как для салатов, так и для варки щей…
Мы же с женушкой три пакетика животворящими травами наполнили: крапивой, щавелем и снытью. А какую вкуснятину — щи, из тех подношений леса потом сготовили, приправив их сметаной и вареным, рубленым яйцом, лишь гурман оценить и сможет!
Юрий Демин, г. Воронеж. Фото автора