07.07.2025
Рек-gne-1





Рек-luc-1





po-sledam-prorvannogo-pruda-0305eae
Рек-gne-2

В наших краях прорыв плотин прудов стал обычным явлением. Зачастую происходит такое из-за деятельности бобров. Пушистые строители роют проходы в плотинах для дальнейшего расселения. Но основной фактор это то, что более двух тысяч прудов области исчерпывают свой ресурс водного баланса. А плотины за многие десятки лет износились и не могут зачастую выдерживать подобную нагрузку.

Рек-gne-3

По следам прорванного пруда

Рек-gne-4

Бывшие обитатели пруда. Фото Юрия Демина.

Рек-gne-5

Предыстория вопроса

Почти полтора года назад в январе-месяце местные телеканалы показывали сюжет, вызвавший большой зрительский интерес. В эфире демонстрировался прорыв плотины Винного пруда в окрестностях Верхней Хавы. Огромное количество воды, скатываясь по ложбине, перекрыло движение на одной из шоссейных дорог.

Но откуда появилось столько страждущих до рыбы людей? Вот в чем загадка. Сотни человек, бросивших свои автомобили у дороги, через которую перетекали воды, подготовились к промыслу. Одни облачились в гидрокостюмы, а кто-то — и в рыбацкие бродни, и все ждали своего часа.

Поток продолжал усиливаться… и плотина была окончательно прорвана. Появились и мелководные участки, куда и устремились желающие добычи! Сомов двадцатикилограммовых за жабры вытаскивали на берег, а сазанов огромных, не менее десяти кило весом излавливали подсаками. И длилась та вакханалия несколько дней. А потом морозы крепкие ударили и сковали остатки воды прочным льдом…

В январе этого года посетили мы с сыном пострадавший пруд. И что же увидели? Возведена была новая плотина. Правда, до прежнего уровня вода пока не дошла, и многочисленные усынки так и остались в сухости.

А что там было ранее?

Предыдущий арендатор пруда отказался от него еще за год до прорыва плотины. И началось паломничество рыбаков на водоем. Неплохо ловились там караси и красноперка.

Но никто даже и не предполагал, что зарыблен был пруд ранее мальком сома, щуки, карпа, сазана и белого амура. Думали, что бывший владелец отловил крупняк сетями. Потому и рыбачили «примитивными», на мелочевку рассчитанными снастями.

А что же далее? Зимняя поездка этого года на Винный пруд немного разочаровала. Было несколько безуспешных бурений, которые проводились от четырехметровых глубин до прибрежья. Ни одной поклевки эти попытки так и не принесли.

Зато… навеяли мысли о последующих рыбалках. Сохранилась надежда изловить бывших обитателей пруда… правда уже в других акваториях.

Прорывы прудов или их залповые сбросы случались и ранее в окрестностях моей дачи. Один случай вообще поразил увиденным. В окрестностях реки Хавы, на затопленном кукурузном поле мужики раскинули сети и вылавливали здоровенных, за пять кило карпов и сазанов. И никакая рыболовная инспекция тому не могла попрепятствовать. Поле-то не относилось к водным ресурсам…

Через месяц все это прекратилось. Вода ушла с кукурузных посевов, оставив их догнивать, а оставшаяся рыбеха направилась в русло Хавки и в окрестные озерки. Там и продолжился лов, правда, уже вполне благопристойным способом — на поплавочную снасть.

Тогда за полчаса мне удавалось выудить с ведро отборного белого карася. Такая хорошая рыбалка была ниже моста Рождественско-Хавского плеса.

Но это раздолье с клевом длилось не дольше недели. А потом многочисленные рыбари из числа здешнего населения прекратили сие занятие. Ушел карась вниз по течению в поисках других районов, пригодных для обитания.

А что в этом году?

Вспомнил я ту историю и предположил, что основная масса рыбы после прорыва Винного пруда скатилась в овраг. А он, в свою очередь, соединялся с небольшенькой речкой Хавкой. Следовательно, вся уцелевшая рыбеха и ушла в тот проточный водоем.

И где-то же должна она была там обосноваться? Речка быстротекущая, в основном неглубокая. Но встречаются по ее течению и омутки с плесами и затишками.

Первый сигнал о замеченном крупняке мне подал местный рыбак Сашка Аброськин. Правда, похвастать хорошим трофеем не мог.

— Представляешь, поставил я небольшенькую сетенку на одном из затонов, — поведал Александр при встрече. — И не поверишь: попалась такая щучара, что даже вытащить ее не смог! Пока сеть выбирал, зубастая все ячейки изорвала… и ушла.

Сделанный намек я понял. Но как найти места, где обосновалась хоть какая-то часть рыбьего племени, сбежавшая из прорванного пруда? Отправился на поиски.

Проехал на машине вдоль русла, внимательно присматриваясь и анализируя. Удобных мест не попадалось. Там, где обнаруживал подъезды к реке, были либо мели или стеной стоявший тростник вперемешку с рогозом.

Пришлось избрать другую тактику. Попросил приятеля ранним утром подбросить меня до села Правая Хава. Там на берегу речки собрал я свою «надувашку» и отправился в плавание вниз по течению.

Первые поимцы

Новый подход принес свои плоды. Правда, невелики оказались первые поимцы. Попадалась плотва, а большей частью — мелкие красноперки.

Но, когда я проплыл пяток километров и оказался в тихой заводи, заросшей кубышками и кувшинками, то почувствовал и «вкус» настоящей рыбалки. Уголок этот был в окружении берегов с приболотиной. Следовательно, подходов сухопутных к заводи не имелось. Никто из товарищей по увлечению не беспокоил местных обитателей водоема.

Попробовал я ловить — и… довольно удачно. Сразу начал клевать на червя линь. Не скажу, что большой, но от трехсот до четырехсот граммов веса. Хотя я-то искал другую рыбу, надеясь выудить крупного карпа, а то и сазана… Потому и отправился в дальнейшее плавание.

По руслу далее

Отмели с перекатами сменяются закрывшими поверхность реки сплошными тинниками. Сквозь них приходилось вести лодку на привязи. У меня даже не было возможности опустить весла в воду.

И… вот, проплыв под очередным над шоссейным мостом, отметил, что ландшафт стал меняться. Отступили от поймы приболотины с зарослью растительности. А вдоль берегов показались раздольные поля с зеленеющей пшеницей.

Еще пара километров сплава — и я вновь в девственном просторе, заполненным приступившими к Хавке древами: ольшаником и ивняком, и глубокими водами между ними. А главное, что привлекло мое внимание, — широкая гладь реки.

По «дикости» места было видно, что здесь никто не рыбачил. К берегам подъезда не было из-за той же заболоченности. Потому и участок этот не пострадал от мусора пришлого люда.

Начинаю облов акватории

Сперва, как обычно, забросил уду на червя, но на него сразу стали клевать мелкие окуни. Недомерков приходилось тотчас отпускать. Попадалась и такая же по величине плотвичка, тоже возвращаемая обратно в родную стихию.

Перешел на распаренную кукурузу, но и эта насадка принесла довольно скромный итог. Моим трофеем стал лишь один двухсотграммовый карась.

А ведь сколько времени и сил ушло на разведку данной акватории? Я обловил все двухкилометровое побережье, но… результат оказался почти нулевой.

Место подсказали лысухи

Уже почти отчаявшись в безуспешности моего плавания, увидел вдруг семейство лысух, что плескались у входа в перекат, запруженный буреломом и тиной. «Ну, — думаю про себя, может хоть там повезет? Ведь утки эти, поедая растительность и выделяя отходы жизнедеятельности, должны привлекать рыбу!».

Подплыл к природой устроенной плотине и забросил снасть. Но в этот раз попробовал ловить не на червя и кукурузу, а на тесто с анисовым маслом. А лысухи-то от моей швартовки к коряге только на пару метров и отплыли. Плещутся себе поблизости и ныряют под воду. И что-то там в подбережье водоплавающих птиц привлекает…

Поклевка последовала почти сразу. Сходу попался килограммовый зеркальный карп! Бросил я подкормку, чтобы привлечь его товарищей. Попил из термоса чайку и выждал еще с полчаса.

И тут… начался клев! Брались в основном карпы весом почти до килограмма, в основном зеркальные. А один раз попался и белый амур, потянувший больше чем на кило.

Садок мой быстро наполнился, пора было возвращаться. А дорога не близкая — еще несколько километров по реке до места встречи с приятелем. Да и солнце уже клонилось к закату…

Размышления после рыбалки

Прошло года полтора после прорыва плотины Винного пруда. Часть его обитателей, вырвавшихся на волю, я сумел обнаружить. Правда, найденное место меня особо и не обрадовало. Ведь вся рыба, попавшая в реку, практически не набрала веса, а должна была бы увеличить свои размеры раза в два, а то и больше…

Потому и прибились беглецы с плавниками к семейству лысух и питались в основном отходами жизнедеятельности пернатых, и тем, что взбудоражат на дне. Речная бентофлора и фауна не сравнимы с кормовым ресурсом прудов. Потому все мои поимцы и оказались худосочными, но… совсем не имели болотного привкуса и запаха тины…

Есть у меня планы еще раз посетить то место, что одарило немалой рыбкой. Но… мы загадываем, а судьба жизненная определяет…

Юрий Демин, г. Воронеж. Фото автора

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *